Кадр мыслей о Тайной вечере не навевает? Мне - навевает!
Посмотрела никитосергеевичевскую фильму "12". Впечатление... эммммм.. неоднозначное. На уровне чуйств понравилось, причем сильно - Мастер г-н Михалков, с большой буквы Мастер и профессионал. Актеры - бесподобны, тут только можно руками развести - Никита Михалков (главный присяжный), Михаил Ефремов (артист), Сергей Гармаш (таксист), Сергей Маковецкий (гуманист), Алексей Петренко (дед-метростроевец), Валентин Гафт (старый еврей), Юрий Стоянов (продюсер), Сергей Газаров (грузин), Александр Адабашьян (судебный пристав), Виктор Вержбицкий (спецслужбист), Сергей Арцибашев (представитель демократии), Алексей Горбунов (директор кладбища).
Когда включаются мозги - совсем там не все так просто, наворочено - ниибаЦЦо сколько всякого-разного. При желании там можно найти всё, что угодно - от гротеска и пародии до мелодрамы.. Да похоже, что вот это всё там и присутствует. При том, что герои - живые конкретные люди, каждый со своей непростой историей, все они еще и чисто маски-функции. Тут есть Еврей Евреевич - Гафт. Кавказец Кавказович - Газаров. Хохол Хохлович - Петренко. Народ Народович, он же Антисемит Антисемитович, - Гармаш. Интеллигент Интеллигентович - Маковецкий. Богач Богачевич - Стоянов. Актер Актерович - Ефремов. Другим планом проходит пародия - Юрий Стоянов однозначно изображает продюсера фильмов «Возвращение» и «Изгнание», прежнего совладельца компании РЕН ТВ Дмитрия Лесневского. Этот персонаж по фильму - инфантильный зажравшийся идиот, окончивший, кажется, Гарвард, говорящий вместо «извините» «сорри», важно заявляющий, что у него сегодня деловой ужин в ресторане «Пушкин», явно зависимый от своей мамы - он демонстрирует ее портрет, слегка напоминающий Ирену Лесневскую. На портрете, кстати, он сам, загримированный женщиной. Правозащитник Арцыбашев - Новодворская, однозначно.
Есть и плавающие по реке топоры - например, как бы это удалось герою Маковецкого пронести в совещательную комнату боевой нож?! Еще - по нашему закону решение принимается не единогласно, как в США, а после 3 часов дискуссий – большинством голосов (при равенстве – невиновен). Полное отсутствие женщин в составе заседателей - из раздела ненаучной фантастики.
Хватает там и всяких сакральностей - начиная от самого названия - 12, причем у Михалкова оно так и есть - цифрами, а не словом "двенадцать", и вряд ли это просто так - 12 - число сакральное. В монологе героя Гармаша: некая женщина, ставшая его женой, не позволила поднять руку на своего сына, в то время как на сына героя Гармаша отца просто натравливала. Или, скажем так: Отца на Сына. Отец - это Бог, Сын - Иисус Христос. Метафора, однако.. Общий свет, то отключающийся, то загорающися вновь, герои сидят то при свете фонарика, то при свече, свет вспыхивает снова, ослепляя всех присутствующих, и наконец, гаснет окончательно.
Кажется, что актеры переигрывают, но на самом деле, постановка-то чисто театральная, спортзал - сцена, по ходу действия превращающаяся то в место преступления, то в дом одного из героев... Единство действия, места и времени. Вот по-театральному они и играют.
В общем, я его, наверное, еще раз все-таки посмотрю...
ЗЫ. Хочется добавить еще вот что. Всем злопыхателям г-на Михалкова, громко вопящим где попало, что талант у него кончился, что он снимает сплошь заказные фильмы, что он голимый конъюктурщик, что он несколько чересчур обожествляет Свое Величество и т.д. Возможно, что так оно и есть. НО. Вы сами добейтесь пусть даже не такого уровня, а хотя бы чего-нибудь, теми же способами, или любыми другими, чтобы иметь минимальное право говорить что-то в подобном духе. А если ты, простите, никто, звать тебя никак и место твое посередине нигде - максимум, что ты можешь - это высказать свое мнение о его работе из серии "понял/не понял", "понравилось/не понравилось". ИМХО.